Анализ взаимосвязи истории фармации с уровнем развития смежных наук.

Основания взаимосвязи медицины со смежными науками. Безотносительно к решению вопроса о научном статусе медицины можно с уверенностью утверждать, что она всегда была и всегда будет во взаимодействии со всем развивающимся комплексом естественных, общественных и технических наук. Несомненная взаимосвязь медицины с другими науками фактически определяется уже тем, что человек как объект медицины представляет собой высшее единство, связывающее в неразделимое целое все пять основных форм движения материи. Именно поэтому медицина, опираясь на известные закономерности низших форм движения материи, может разрабатывать методы диагностики и лечения болезней, основанные на принципах механики (напр., баллистокардиография), физики (напр., электрокардиография, различные методы физиотерапии) и химии (напр., клинико-лабораторные анализы). Причем в разработке методов диагностики и терапии главная проблема заключается в раскрытии нормативно-физиологические или патологические значения механических, физических и химических свойств и процессов в организме, производных от закономерностей целостной жизнедеятельности. И только медицина, а не механика, физика или химия, способна квалифицировать механические, физические и химические параметры целостной жизнедеятельности как причастные состоянию здоровья или состоянию болезни. При такой бесспорной связи медицины с механикой, физикой и химией никто, однако, на сегодня не утверждает ее теоретическую общность с ними, хотя в свое время теоретическая медицина растворялась в каждой из них точно так же, как в настоящее время она теоретически объединяется с биологией.

Отношения медицины с биологией неизмеримо сложнее, чем с другими отраслями естествознания. Открывает проблему их взаимосвязи тот неоспоримый факт, что человек представляет собой живое существо. Чтобы понять реальные особенности жизнедеятельности человека, медицина не вправе пренебрегать прописными истинами биологии.

Симбиоз философских и медицинских идей представляет собой древневосточная мудрость, заключенная в египетской книге мертвых, индийских ведах, в учении китайских даосов (учение о бессмертии), а также в трудах врачей- философов Востока (например, Авиценна). Основой восточной философии медицины всегда оставался принцип системности в изучении микро- и макрокосма, особенностью — рассмотрение человеческого организма как самодостаточной сущности, в которой неразрывно связаны дух и тело; болезни тела здесь рассматриваются, прежде всего, как болезни духа, соответственно лечение болезни — это прежде всего восстановление душевного равновесия и духовного здоровья. В Древней Греции — колыбели философского знания — философия и медицина также тесно сотрудничают и взаимообогащаются. Их объединяет стремление разобраться в человеческой психике, попытка ответить на вопрос, что есть человек, какова (личная и

общественная) ценность человеческого здоровья, является ли человек существом биологическим или социальным (эти вопросы рассматриваются в работах таких знаменитых древнегреческих врачей и философов, как Эмпедокл, Аристотель, Гиппократ и др.).

В средневековой европейской традиции философские и медицинские исследования продолжают взаимопересекаться. Активно развивается новая отрасль знания, находящаяся на стыке философии, медицины и естественно -научных исследований (прежде всего химии), включающая также элементы ворожбы и колдовства, — алхимия. Несмотря на нереальные цели (поиски эликсира жизни или философского камня), алхимия сыграла положительную роль как в изучении человеческого существа (Дж. Фракасто), так и в разработке некоторых приемов лабораторной техники, особенно необходимой развивающейся практической медицине (например, перегонка, возгонка и др.). Европейские врачи-философы эпохи Средневековья (Ф. Рабле, Р. Бэкон, Парацельс и др.) предвосхитили многие последующие медицинские открытия и разработки, приемы лечения болезней; они также изучали воздействие общества (социального статуса личности) на развитие патологических процессов в организме.

Преодолевая и пересматривая многие основы древней медицины и философии человека, средневековые ученые, естествоиспытатели способствовали внедрению химических препаратов в медицину, а также заложили основы теории адаптации человека в окружающей среде.

Соотношение философии и медицины в эпоху Нового времени диктуется интересом к человеку, его новыми интерпретациями. Так, в философии французского материализма (идеи врачей Локка, Ламетри) человек понимается как машина, действующая по аналогии с макрокосмом (по законам классической механики Ньютона). В философии XIX в. осмысляются проблемы человека как социального существа, проблемы влияния психики на развитие патологических процессов в человеческом организме. Идеи XIX в. (Фрейд, гештальтпсихология и т. д.) послужили возникновению в начале ХХ в. психосоматической медицины, опиравшейся в лечении человека на взаимосвязанность психических соматических и даже социальных процессов, сопровождающих развитие человека.

Кроме того, изучение прошлого врачебной науки показывает, какое влияние на развитие представлений о болезни и здоровье оказывали философские представления, а также естествознание в целом.

Наконец, история медицины помогает разоблачать и критиковать философские системы и идеи, имеющие, несмотря на реакционность, хождение и ныне используемые врагами марксизма. На богатом опыте многовекового развития медицинской практики и науки история медицины позволяет углублять специальные медицинские знания и предостерегает врача от необоснованных поспешных обобщений, от поисков панацеи в отдельных, хотя и крупных, научных открытиях, от преувеличения значения частных, хотя и важных, методов диагностики и терапии, что часто имело место в прошлом (например, преувеличение значения морфологических, микроскопических исследований, лабораторных анализов, роли микробиологии, прививок, биопрепаратов и др.).

Связь истории медицины со смежными науками:

1) экономические потребности общества

- катастрофы -> препараты

- экономические потребности людей требуют развития медицины

2) уровень развития смежных наук;

3) философские идеи, господствующие в обществе

- идеалистические (болезнь – злой дух, кара)

- материалистические (у болезни есть причины)


8388118144855398.html
8388199411051422.html

8388118144855398.html
8388199411051422.html
    PR.RU™